На страницах Business Spectator 06 ноября 2010 года была размещена статья обозревателя Файненшел Таймс Самуэля Британ под названием «Бесполезная попытка спасти евро» (The futile attempt to save the euro) опубликованная ранее в Файненшел Таймс
Финансовую ситуацию в еврозоне он сравнивает с девальвацией стерлинга в 1961-1967 гг. Так, как и тогда, сначала потеря доверия, затем серия спасательных действий, обычно в форме международных гарантий разных типов, которые поддерживаются внутренними ограничительными мерами, приводящими спаду. Приходит период некоторой стабильности. Но тогда замечают, что появился другой кризис, и опять тот же набор других мер международных гарантий, и другой набор внутренних ограничений. И так далее.
В конечном счете, борьба за спасение прекращается и начинается политическая и финансовая работа лидеров, чтобы собрать всё по отдельным частям.
Далее Самуэль Британ пишет: поскольку страны в еврозоне отказались от своих собственных валют они находятся под давлением противоречий интересов правительственных ценных бумаг Германии и подобных из периферийных государств – членов еврозоны. Ряд спасательных действий начались, и падение евро отложено. Однако мы можем предположить остальную часть истории. Распад, вероятно, будет грязным процессом, и это займёт время, когда выяснится, что будет возвращение к валютам стран членов еврозоны, либо появятся две или три зоны преемников. Действительно, настойчивость немецкого правительства на невозможно строгой налоговой политике удивляет, действительно ли это желание сохранить евро в том состоянии, котором оно сейчас? Вольфганг Шойбле, министр финансов Германии, заявил: «Если член еврозоны, в конечном счете, находит себя неспособным объединить её бюджеты или восстановить её конкурентоспособность, то эта страна должна, как крайнее средство выйти из денежно-кредитного союза, будучи оставаясь членом ЕС. То, что при выходе одной из стран, финансовый центр переключит внимание на самых уязвимых из остальных членов, является не очень глубоким пониманием.
Фундаментальная неустойчивость еврозоны в реальности была исчерпывающе проанализирована экономистом Кристофером Смоллвудом в Главной Экономической газете (Почему евро должен рухнуть). Г-н Смоллвуд, который был в течении нескольких лет политическим руководителем проевропейской Британской Социал-Демократической партией, вряд ли будет иметь антиевропейский уклон. Он без малейшего труда показал, насколько нереалистично - сокращение расходов и рост налогов, то есть то, что Средиземноморские правительства предложили взамен поддержки их европейскими партнерами и Международным валютным фондом.
Непосредственное усиление налогового давления в Греции составляет 7 процентов валового национального продукта страны и делает Джорджа Осборна, британского министра финансов, похожим на воркующего голубя. Предпринятое усиление в этом масштабе может охладить экономику и рискует создать порочный цикл долга и дефляции.
Но даже если о финансовых и долговых обязательствах можно было бы договориться, мы всё равно будем далеки от выхода из леса. Г-н Смоллвуд воспроизводит некоторые выразительные диаграммы, показывающие, что подраздел затраты труда за десятилетие существования евро повысился примерно до 30 процентов относительно Германии. Возможно, что эти индексы придают чрезмерный вес производству, но это - слишком тонкая нить, чтобы базироваться на этом, как на оптимистическом результате. Я признаюсь, думал, что возможно, сам евро, препятствовал этим историческим дифференциалам подтверждать себя. Но они вернулись. Даже греческие полковники, Франко, Муссолини или Салазар не решились бы уменьшить номинальную заработную плату в требуемом ныне масштабе.
Еврофедералисты будут бороться изо всех сил для предотвращения распада еврозоны. Они мощно укреплены банками с инвестициями в периферийных странах. Но если кое-что будет нежизнеспособно, то это не будет поддержано. Валюты оставили денежно-кредитные союзы в прошлом и недавним примером, является выход Ирландии из денежно-кредитного союза Великобритании в 1979 году. Обсуждая временный период высоких процентных ставок, Г-н Смоллвуд рекомендует греческие депозиты оставлять на местах, укрепленных кредитами драхмы последней кредиторской инстанции греческого Центрального Банка. Во время периода, девальвации стерлинга известного, как "великое неприличие”, узкий круг должностных лиц Казначейства имела книгу "войны” о том, как иметь дело с неприличием, если оно, всё-таки, случилось. Гарольд Вилсон, премьер-министр, отдал приказ сжечь эту "военную книгу”, который конечно не был исполнен. Трудно полагать, что такое руководство не существует в Афинах, Франкфурте и возможно в других европейских центрах.
Многие немецкие граждане хотели бы вернуть марку назад. Южные европейцы без сомнения разделяют человеческое желание иметь свой торт и есть его; и, в конечном итоге, они будут, несомненно, приветствовать возможность овладеть вновь контролем над собственными судьбами, вместо того, чтобы смотреть в лицо неопределенного периода застоя и падения жизненных стандартов. Я не могу говорить для Франции. Но, несомненно, в какой-то день, даже его лидеры будут понимать, что, ни один из гениальнейших денежных планов, которые они изобретают в последние несколько десятилетий, не дадут им, кнут в руку над Германией, как они этого желают.
Ссылки на тему - Евросоюз уверенной поступью шагает к развалу:
Греция: а нам всё равно. Папандреу бы устами да мед пить.
Греция в пузыре лжи, и он лопнет вместе с ЕС
Успехи блеф. Греция на"ушах". По премьеру ботинком.
Оды о чуде выхода из кризиса Греции не помогают. Крах ЕС неизбежен
ЕС. Уверенная поступь к развалу.
Испания тоже "гниёт"-МВФ. Призрак ходит по Европе, призрак ... краха капитализма